Новости
Киноканал FAN опубликовал «Абсолютный топ» мирового кино про космос
Киноканал FAN опубликовал «Абсолютный топ» мирового кино про космос

Ко Дню космонавтики в рамках своего нового проекта «Фантастическая одиссея» киноканал FAN опубликовал традиционный «Абсолютный топ» мирового научно-фантастического кино про космос. Он составлен по уникальной методике, основанной на глубинном анализе зрительских предпочтений, мнений кинокритиков и колумнистов ведущих мировых изданий, а также включающей экспертизу программной дирекции киноканала FAN – единственного канала страны, специализирующегося на фантастике, фэнтези и аниме.

Вот так в 2022 году выглядит десятка фильмов-фаворитов, действие которых происходит в космическом пространстве и на других планетах.

  1. Чужой (1979)
  2. Звёздные войны. Эпизод 4: Новая надежда (1977)
  3. Звёздные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар (1980)
  4. 2001 год: Космическая одиссея (1968)
  5. Интерстеллар (2014)
  6. ВАЛЛ-И (2008)
  7. Гравитация (2013)
  8. Луна 2112 (2009)
  9. Марсианин (2015)
  10. Солярис (1972)

Для составления «Абсолютного топа» были изучены материалы, базы данных, а также зрительские, экспертные и редакционные топы следующих изданий и сервисов: IMDb, Hi-Fi.ru, way2day, Мегакритик, Esquire, Rotten Tomatoes, Cybersport.ru, Stacker, Space.com, КиноПоиск, TimeOut, Empire, NewScientist, Paste. Было учтено и мнение программной дирекции киноканала FAN.

Фантастический хоррор режиссёра Ридли Скотта «Чужой» возглавил нынешний рейтинг, переместившись за год со второго места на первое и сместив лидера прошлого года – картину «2001 год: Космическая одиссея» на четвертое место. Действие «Чужого» происходит в 2122 году. Команда космического буксира «Ностромо» вдалеке от обитаемых миров сталкивается с неизведанным инопланетным чудовищем, способным выжить в любых условиях. Миссия уничтожить монстра выпадает на долю офицера безопасности Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Поначалу руководство киностудии 20th Century Studios не спешило с реализацией этой истории, однако успех вышедших «Звёздных войн» стимулировал финансирование проекта. Как видим, студия не прогадала. Сочетание элементов классического ужастика и научной фантастики оказалось настолько удачным, что картина стала основой целой серии фильмов, сюжет которых разворачивается вокруг идеи «Чужого».

Второе место в топе заняли «Звёздные войны. Эпизод 4: Новая надежда» – первый фильм культовой франшизы, победитель в 7 из 12 номинаций на «Оскар». Хотя режиссёр Джордж Лукас в своё время вовсе не рассчитывал на подобный триумф картины, рассказывающей о гражданской войне на просторах Галактики. Он даже пропустил премьеру, отправившись в отпуск на Гавайи со своим другом Стивеном Спилбергом. Однако фильм оказался успешным коммерческим проектом, который принес создателям более полумиллиона прибыли только за период проката. К тому же вдохновил многих кинематографистов, работающих в жанре фантастики.

Первые «Звёздные войны» уже присутствовали в «Абсолютном топе» в 2021 году. На этот раз к ним подтянулся и сиквел – «Звёздные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар». Он замкнул тройку лидеров, доказав, что «старая гвардия» способна потягаться с кинотехнологиями XXI века. Фильм повествует о новом этапе борьбы повстанцев с имперскими войсками. На этот раз Джордж Лукас был уверен в успехе продолжения и сам финансировал проект, вложив в него 18 млн долларов. Расходы окупились в первые три месяца проката. 5 млн долларов из прибыли Лукас раздал в виде бонусов участникам съёмочной группы.

Классика научной фантастики, «2001 год: Космическая одиссея» режиссёра Стэнли Кубрика переместилась с первого места на четвертое. Однако это никак не умаляет роли фильма в развитии жанра. Задумав картину о месте человека во Вселенной, Кубрик обратился к английскому писателю и футурологу Атуру Кларку и выбрал его рассказ «Часовой», опубликованный в 1951 году. Два года ушло на создание сценария. Во время работы над картиной режиссёр записал 21 интервью с учёными, занимающимися исследованиями внеземной жизни, и намеревался включить их в картину в качестве пролога. Позже эти записи сформировали в отдельный проект. По словам Кларка, режиссёр был обеспокоен тем, что инопланетные цивилизации могут быть открыты до выхода фильма, и даже попытался заключить страховой договор с Lloyds of London, но компания отказалась.

«Интерстеллар» Кристофера Нолана, еще один старожил «Абсолютного топа», на этот раз занимает пятое место вместо второго. 2067 год, жизнь на Земле на грани уничтожения. Спасение зависит от того, найдут ли астронавты в космосе пригодные для землян места обитания. В основу картины легла не беллетристика в жанре фантастики, а работы американского физика Кипа Торна, известного эксперта по теории общей относительности. Ученый стал научным консультантом и исполнительным продюсером проекта.

Шестая позиция завоевана анимационным фильмом «ВАЛЛ-И». Судя по тому, что он переместился сюда с восьмого места прошлого рейтинга, интерес к тематике картины в мире возрос. Вероятно, позитив, исходящий от главного героя, робота-мусорщика класса ВАЛЛИ-И, дает хоть какую-то надежду на будущее, А земляне в ней очень нуждаются в условиях непрекращающегося загрязнения природы.

Американо-британская картина «Гравитация» режиссёра Альфонсо Куарона оказалась на 7 позиции. Тема мусора актуальна и здесь. Именно столкновение с обломками спутника стали причиной катастрофы на космическом челноке. В фильме всего два героя, их играют Сандра Буллок и Джордж Клуни. Самое завораживающее в киноленте – это космос, за виды которого стоит поблагодарить оператора Эммануэля Любецки. Помимо многочисленных наград, «Гравитация» была включена в списки лучших фильмов 2013 года по версиям Национального совета кинокритиков США и Американского института киноискусства.

8 место в «Абсолютном топе» принадлежит научно-фантастическому фильму-детективу «Луна 2112» режиссёра Данкана Джонса. И это несмотря на скромный бюджет в 5 млн долларов и по сути камерную постановку, осуществленную всего за 33 дня. Возможно, секрет успеха не только в космической тематике и детективной интриге, но и в теме человеческого одиночества, которая в масштабах космоса проступает ещё более отчетливо, чем на Земле.

Эта же тема близка герою картины «Марсианин». В недалеком будущем астронавт Марк Уотни (Мэтт Деймон), член экспедиции на Марс, по несчастливой случайности остается один на планете. Режиссёр фильма Ридли Скотт признавался, что одиночные марсианские сцены с Деймоном снимались непрерывно в течение пяти недель. Во время этого исполнитель не встречался с основным актерским составом, что наверняка оказалось полезным в создании образа. На данный момент «Марсианин» считается самой успешной работой Ридли Скотта в коммерческом плане – в мире фильм собрал более 630 млн долларов. А в «Абсолютном топе» он занял 9 место.

С 2021 года не уступил своей десятой позиции в топе фильм Андрея Тарковского «Солярис», снятый по одноименному роману польского писателя Станислава Лема. Перед началом работы режиссёр неоднократно встречался с автором книги, но в итоге их концепции всё-таки разошлись. Для Тарковского космос оказался предлогом и масштабом для разговора о нравственных проблемах, тогда как у Лема тема вселенной и разума самоценна по сути и сюжету. Тем не менее картина до сих пор вызывает интерес профессионалов и зрителей, что подтверждает актуальность режиссёрского толкования знаменитого романа.

14.04.2022
Читайте также