Момои Харуко – одна из самых запоминающихся и популярных сейю 2000-х, оказавшая большое влияние на отаку культуру и направление «моэ-песен». Ее не зря называют «Королевой Акихабары», ведь, в том числе, благодаря ее любви к этому району, Акихабара превратилась в самое «анимешное» место Японии. В статье мы расскажем об этой необычной сейю, ее деятельности в качестве певицы, а также о ее влиянии на Акибу.
Момои с самого детства любила аниме и частенько ходила в видеопрокат, чтобы взять посмотреть новые видеокассеты. Интересовала ее и музыка в аниме, а также айдолы: девушка стала посещать концерты любимых исполнительниц и сама занялась музыкой. Подростком Момои часто чувствовала себя одиноко, одноклассники и знакомые не поддерживали ее увлечение аниме, над ней часто смеялись. Девушка расстраивалась еще и по причине своей аллергии на многие продукты, а особенно – на куриное яйцо. В своей автобиографии Момои вспоминает, как ей часто хотелось после школы пойти вместе с одноклассницами в кафе и попробовать вкусные пирожные и торты. Однако подобные сладости были ей противопоказаны.
Момои очень любит Акихабару, считает себя отаку и еще в школьные годы некоторое время подрабатывала там в магазине, занимающемся скупкой и продажей комплектующих для компьютеров. Попала она в магазин случайно: ее знакомая искала подработку, но боялась идти на собеседование в одиночку и попросила Момои сходить вместе с ней. Там директор магазина оценил познания Момои по части компьютеров и предложил девушкам работать вместе. Необходимо было просто радостно и с улыбкой на лице приветствовать клиентов, принимать и выдавать комплектующие. Знакомая Момои не знала про отаку и не очень понимала, почему такой магазин решил нанять двух девушек. Сама же Момои прекрасно осознавала, что ей вместе со знакомой нужно будет работать своеобразными маскотами магазина, быть милыми с клиентами-отаку, которые увлечены компьютерами и техникой. Работа Момои очень нравилась, она также включала фоном в магазинчике песни своих любимых айдолов. Постепенно две дружелюбные девушки, которые одаривали посетителей улыбками, стали символом магазина.
В старшей школе Момои освоила интернет и начала вести блог в сети. Именно благодаря ему она нашла своих первых настоящих друзей, которые разделяли ее интересы, и с которыми она стала вместе проводить свободное время, а также ходить на концерты любимых исполнительниц. Заметки в онлайн-блоге Момои об аниме, видеоиграх, компьютерах и айдолах привлекли внимание редактора журнала «Great Saturn Z», который предложил ей вести в издании авторскую колонку. Сегодня блог уже недоступен в сети, но все заметки из него опубликованы в автобиографии певицы.
В 2007 году вышел фильм «HARUKO ☆UP DATE», который основан на воспоминаниях Момои о своих школьных годах и непростом пути к профессиональному дебюту в качестве сейю и певицы. Роль юной Момои исполнила актриса Такаяма Саки, очень похожая на нее. В фильме также появилась девушка по имени Аки, подруга главной героини – собирательный образ всех друзей Момои, с которыми она познакомилась в сети и которые поддерживали ее.
«Анимешная» вариация обложки фильма «HARUKO ☆UP DATE»
Дебют Момои как сейю произошел в начале 2000-х: на тот момент ее блог был уже довольно известен, как и ее деятельность в отаку-кругах с выступлениями на радио. Момои пригласили на роль Накахары Комуги в аниме «Похититель душ» («The Soul Taker»), режиссером которого был Акиюки Симбо, позже ставший «лицом» студии «Shaft». Необычный голос Комуги, ее «кавайность» и непосредственность выделялись на фоне общей мрачной атмосферы «Похитителя». Героиня стала невероятно популярна, у нее появились свои поклонники. Через некоторое время было принято решение о создании дополнительных OVA и специальных выпусков, посвященных именно Комуги. Данные OVA получили название «Волшебница-медсестра Комуги-тян»(«Nurse Witch Komugi-chan Magikarte») и носили совершенно безбашенный характер, являясь одновременно пародией на аниме о девочках-волшебницах и на самого «Похитителя душ», а также включая в себя огромное количество отсылок к культуре отаку.
Комуги – милая старшеклассница и айдол Акихабары, работающая в агентстве талантов и влюбленная в неприступного Кёске (главный персонаж «Похитителя душ»). Однажды она получает силу, благодаря которой превращается в «волшебную медсестру». Вместе со своим маскотом Мугимару девушка противостоит злому вирусу, поражающему людей вокруг. А распространяет вирус лучшая подруга Комуги по имени Коёри, превращаясь в «волшебную горничную».
Вот только характер Коёри полностью изменяется во время превращения, и девушка совершенно не догадывается о своем «раздвоении личности». OVA содержит множество элементов «моэ» – черт, которые являются привлекательными для отаку и «умильными»: неуклюжесть Комуги, наряды медсестры и горничной, кошачьи и кроличьи ушки, и т.д. Также аниме изобилует фансервисными моментами.
Персонаж Комуги стала визитной карточкой Момои, которая не только озвучила героиню, но и спела для аниме о ней огромное количество песен, ставших популярными. Также певица выступала перед своими фанатами в косплее Комуги. А в 2016 году вышел спин-офф OVA в виде ТВ-сериала «Nurse Witch Komugi-chan R»: здесь уже были задействованы другие сейю, персонажей звали другими именами и, в целом, сюжет был сильно изменен.
Волшебная медсестра открыла Момои Харуко дверь в мир сейю. В основном роли Момои Харуко – это милые, гиперактивные «моэ» героини, часто довольно юные. Это, например, Тика из «Темнее, чем индиго» («Ai yori aoshi»), Тама-тян из «Феи из бутылки» («Bottle fairy»), Мая из «Рагнарёк» («Ragnarok the animation»). Также Момои озвучивала персонажей-«маскотов»: Утамару в серии «С начала» («D.C.: Da Capo») и Мароми в мрачном «Агенте паранойи» («Mousou Dairinin»).
В начале 2000-х начинающая сейю и певица создала проект «UNDER17», который появился при весьма необычных обстоятельствах. В 2001 году Момои записала песню «Ichigo GO! GO!» для бисёдзё игры «Ichigo-da», но, так как эта песня была для категории игр «для взрослых», информация об исполнителях в выходных данных отсутствовала. Хотя Момои начала свою деятельность в качестве певицы и музыканта в конце девяностых и пока еще не была известна широкой публике, к 2001 году у нее уже сложился круг преданных фанатов. Конечно, поклонники быстро поняли, что песню исполняет именно она.
После этого Момои задумалась над подобными ситуациями: почему исполнители должны скрывать, что записывают песни для взрослых эротических игр? Ведь вовсе не обязательно играть в игру, чтобы слушать песни и музыку из нее. Так и появился концепт дуэта «UNDER 17», который исполнял песни из бисёдзё игр с симпатичными девушками, рассчитанных на взрослую аудиторию.
К сотрудничеству Момои пригласила своего старого знакомого Масаю Коикэ, который ранее помогал ей с первыми синглами «Gura Gura» и «Mail me». В группе он стал играть на гитаре. «UNDER17» просуществовала недолго – с 2002 по 2004 год, однако даже всего за два года успела оказать огромное влияние на отаку культуру и направление в музыке, которое называют дэмпа-музыкой.
Необычный голос Момои Харуко, причудливые и милые тексты песен, запоминающиеся веселые и яркие мелодии, а вдобавок еще и связь с бисёдзё играми – все это сделало группу невероятно популярной у отаку, а также повлияло на развитие направления «моэ песен». Группа исполнила не только большое количество песен к играм, но и к аниме: так, мы можем слышать ее песни в аниме «DearS» – экранизации сёнэн манги от дуэта Peach-Pit (известны своими работами «Rozen maiden» и «Shugo chara»). В «DearS» Момои также озвучила Тину.
Символичным стало то, что «Under17» записала песни для опэнинга и эндинга OVA «Неравный жребий» («Kujibiki unbalance») – аниме, снятому как дополнение к сериалу «Гэнсикен» («Genshiken»), повествующем о повседневной жизни студенческого отаку кружка, участники которого без ума от некоего аниме «Неравный жребий». Важно также то, что некоторые игры, песни к которым исполняли «UNDER17», были экранизированы в виде аниме, но при этом из него были вырезаны эротические сцены.
Одним из таких аниме стала экранизация «Попотан» («Popotan»), в которой, к тому же, Момои Харуко в итоге озвучила одну из героинь – младшую сестру по имени Мии. Певица отмечает, что именно после успешного дебюта «UNDER17» стали больше снимать аниме по мотивам бисёдзё игр, «вырезая» из них эротический контент и делая такие истории доступными для более широкой аудитории.
Одной из части концепции «UNDER17» было то, что Момои всегда надевала очки, когда выступала в составе группы. Для нее очки были своеобразным символом «переключения» в режим «UNDER17», а также означали то, что она сама смотрит на этот мир так же, как и ее поклонники отаку. На последнем концерте группы в конце 2004 года Момои сняла очки и оставила их на сцене.
В разных источниках в качестве причины распада «UNDER17» приводят разногласия между Момои и Масаей: действительно, после распада они еще долгое время не общались. В своей автобиографии «Akihaba LOVE ~Я стала взрослой вместе с Акихабарой» («Akihaba LOVE ~Akihabara to issho ni otona ni natta~») Момои пишет о том, что изначально она занималась не только написанием музыки и текстов песен для группы, но также отвечала за все организационные и финансовые вопросы. Фактически, вся группа держалась именно на ней, при этом «UNDER17» отнимала большое количество времени и сил, что затрудняло работу над сольными проектами, а также деятельность Момои как сейю.
Ее решение закрыть свое детище и плотнее заняться сольной карьерой довольно понятно.
В 2008 году Момои и Масая снова объединились как «UNDER17» и исполнили одну из своих старых песен на ежегодном летнем концерте ANIMELO, посвященному «анисон» (песням из аниме). Во время выступления Момои приняла назад от Масаи свои очки. Однако окончательно музыканты помирились лишь в 2014 году во время фестиваля «Anime Japan»: оба признали, что их ссора в прошлом была похожа на детскую перепалку. Масая также отметил, что в то время он был еще новичком в мире музыки и довольно эгоистично себя вел.
После распада «UNDER17» Момои занялась выпуском сольных альбомов и продолжила написание музыки и песен для аниме. Она – одна из немногих японских сейю, кто посетил действительно огромное количество аниме-фестивалей и мероприятий в разных странах: Германии, Мексике, США, Англии, Франции, Австралии и др. В России Момои выступила в 2011 году в качестве приглашенного гостя на московском фестивале J-FEST. В то время фестиваль проходил еще не в гостинице «Космос», поэтому Момои выступала на маленькой сцене совсем близко к фанатам.
Сегодня мы не так часто слышим Момои в аниме, однако певица продолжает свою сольную карьеру и выпуск альбомов. Среди таких альбомов есть как оригинальные, так и сборники кавер-песен на известные песни из аниме («Меланхолия Харухи Судзумии», «Сэйлор Мун» и др.). Также она иногда работает над песнями для аниме: например, в эндингах сериала «Белая коробка» («Shirobako») звучат песни, музыку и текст к которым написала Момои.
Ода из популярных ролей Момои в аниме 2010-х – это Фэйрис Нян-Нян, официантка из мейд-кафе в «Вратах Штейна» («Steins;Gate») – изначально популярной визуальной новелле. Образ Фейрис во многом перекликается с самой Момои Харуко: обе помогли развитию моэ в Акихабаре, обе являются своеобразными королевами этого известного квартала. Момои впервые начала исполнять песни на уличных выступлениях в 1996 году, когда Акихабара была известна именно как «район электроники», от аниме там было очень мало, а до местного бума мейдо кафе было еще далеко.
Певица начала больше рассказывать про явление «моэ» на радио и в интервью, что также повлияло на распространение отаку культуры и перемены в ней. Поэтому, можно сказать, что Фэйрис во многом является своеобразной «анимешной» версией Момои, включив в себя некоторые моменты из биографии этой известной сейю.