Отдельную часть рынка японской анимации в 21 веке составляет айдол-продукция.
Несколько крупных франшиз о поп-идолах разных полов, возрастов и даже рас давно приносят доходы сопоставимые с доходами настоящих популярных певиц, а названия этих аниме знакомы даже далёким от этой темы фанатам аниме. Откуда же появилось аниме о поп-звёздах и что подтолкнуло к созданию аниме про эстрадных идолов анимационные корпорации?
1982 год. После выступления на шоу «Рождение звезды» на Nippon TV молодая певица Акина Накамори становится популярна по всей Японии с синглом «Slow motion». Следующая песня для неё создаётся под влиянием бунтарских литературных произведений 60-ых. В свет выходит сингл «Девушка А» с крайне смелой для того времени лирикой, которая первое время даже подвергается ограничениям и переработкам.
Следующие синглы Накамори за полгода поднимаются с 30-40-ых позиций на первые, а её синглы становятся бестселлерами. В это же время другая восходящая звезда под сценическим именем Сейко Мацуда побивает рекорды популярности своими синглами, повторяя и превосходя успех популярного в 70-ых дуэта Pink Lady. Среди прочих известных имён в японской популярной музыке, в самом начале 80-ых начали набирать популярность: Юкико Окада, Момоко Кикути и другие.
На смену набившей оскомине популярной музыке, сделанной на западный манер 60-ых и традиционной энка приходит собственный жанр J-pop, каким он запомнился японцам в 80-ые, из которого позже выйдет вся современная популярная музыка Дальнего востока.
Справедливости ради, к тому моменту в Японии уже появился сити-поп — «музыка для автомобильных приёмников», но до размаха джей-поп, который окончательно сформируется только ко второй половине 80-ых ему было далеко.
Такова была ситуация на музыкальном рынке Японии в начале 80-ых.
Японская аниме-индустрия отреагировала на изменения рынка достаточно быстро, так, про одноимённый коллектив, который был упомянут выше ещё в 1978 году было снято аниме «Pink Lady Monogatari», которое имело определённый успех. Однако за следующие 5 лет ни одного аниме про идолов так и не было выпущено, хотя интересно что жанр аниме, посвящённых реальным музыкальным группам, за основу которого взяты реальные сюжеты и упоминанием реальных людей и компаний стало популярным во время другой волны J-pop — с появлением группы AKB-48.
С началом новой эры в японской популярной музыке, началась новая эра в аниме. Крупные сериалы начали превращаться в так называемый «медиа-микс», когда кроме самого продукта, к сериалу выходит множество сопутствующих товаров: игрушек, игр и конечно музыки.
Если первое аниме, построенное на этой концепции «Волшебная принцесса Минки Момо» было рассчитано на детскую аудиторию и основной темой его была магия, то студия Pierrot поступила иначе, создав аниме на новую популярную среди молодёжи тему: молодые айдолы.
За основу была взята типичная история о певице тех времён: загадочная жизнь, оглушительный дебют, контракты с продюсерскими центрами, но к сюжету «реальному» была добавлена магическая линия, чтобы заинтересовать большее количество потенциальных зрителей. Ю Морисава — обыкновенная школьница, которой даётся сила превращения в идола «Крими Мами» (псевдоним героиня придумала сама). После превращения героиня выглядит старше своего реального возраста.
Ещё одним смелым шагом студии было привлечение на роль сэйю главной героини начинающей 15-летней певицы Такако Ота (дебютировала на том же шоу что и Акина Накамори) и использование её песни «Delicate ni Suki Shite» в образе аниме-певицы Крими Мами. Дизайном персонажей занималась крайне известная иллюстратор Акеми Такада, позже известная своими дизайнами для таких аниме как: Patlabor, Kimagure Orange Road, Devilman и другие.
Сериал имел большой успех. Вместо 26 серий было снято 52, вторая половина сериала почти потеряла магическую линию и сосредоточилась на романтической линии, интерес который у фанатов айдолов уже в то время был высок и бытовых темах вроде семейных отношений, съёмок или соперничества на сцене (в сериале у Мами есть постоянная соперница). После были выпущены 2 ОВА, а в кинотеатрах транслировался полнометражный фильм, завершающий несколько сюжетных линий сериала, хотя в основной истории аниме Мами и завершила свою карьеру.
Практически весь сериал Мами исполняет 2-3 песни, что также оказалось удачным решением — спустя 20 лет опрос японской аудитории старше 25 лет показал, что заглавная песня сериала стала одной из 25 самых популярных и узнаваемых мелодий за последние 20 лет. Образ Крими Мами, который повторял одежду айдолов тех годов стал культовым в Японии, а многие известные сейю и певицы, например Юкари Тамура, Саки Накадзима и исполнительница песен к сериалу Clannad Нана Мидзуки признавались, что в детстве были вдохновлены этим сериалом.
Сериал быстро стал культовым в Японии и породил целый жанр аниме про певиц и идолов. В 85 году было выпущено аниме «Волшебница Эми» от той же студии, в 88 вышла ОВА «Модница Лала». Все они не имели такой популярности и значения для индустрии, но стали предвестниками медиа-франшиз аниме-идолов. К 30-летию сериал пережил второй период популярности, а все его серии были выложены в Японии для бесплатного просмотра, товары с Мами вновь вернулись на полки магазинов.
Международной известности сериал не получил и остался незамеченным как на фоне «Макросс», который объединил в себе две самые популярные темы тех времён: идолов и научную фантастику, так как его показ в США был отменён, тем не менее, в индустрии и для японских зрителей сериал остался первым и одним из самых значимых аниме про вымышленную популярную певицу.