Новости
Откуда трапы в аниме?

Люди, которые только знакомятся с японской культурой порой сталкиваются с диссонансом между цветастой, странной и броской современной анимационной культурой Страны восходящего солнца и спокойной, консервативной и выдержанной традиционной культурой.

Одно из таких непривычных явлений – «мальчики-девочки» в аниме и манга. Их типажи разнятся от Ханы из «Однажды в Токио» - небритого трансвестита в парике и макияже — до неотличимого внешне от женщины Сянь Мин Лин из «Свиного рамена из Хакаты».

Собственно, это и есть два основных вида трансвеститов, по-простому «трапов» (хотя такое название не совсем верно). Эти два амплуа чаще всего и встречаются в кабуки и театре Но в различных вариациях от ревнивой молодой жены до старой владелицы публичных домов – разница на сцене лишь в масках.

В аниме, как и в литературе и театре, перевоплощение в женщин имеет несколько факторов: магический, поведенческий и социальный. В первом случае перевоплощение происходит по воле магических сил или научных экспериментов с определённой целью, во втором переодевание связано и личными интересами или травмами персонажа, в третьем персонаж вынужден притворяться женщиной или вообще сменить пол, как в аниме «Из якудза в идолы», под давлением работы, общества или стрессовых ситуаций.

Начать углубляться в историю переодеваний в женщину в Японии надо с того, что подобные метаморфозы не всегда были добровольными. С 1629 года до революции Мэйдзи женщинам под предлогом развращения общества было запрещено выступать в театрах, а в некоторых видах театра девушки не могут выступать и по сей день.

Однако изначально мистерии и представления были открыты для женщин. Более того, в народной культуре они были центральными действующими лицами в таких ритуалах, т. к. те были напрямую связаны с праздниками урожая. Этим объясняется «женственность» одежды аристократов ранних периодов японской истории. Несмотря на множество различий, кимоно и халаты были в целом частью гардероба обоих полов, что обыгрывалось ещё в ранних японских фарсах после периода Хэйан задолго до появления печатных книг и уж тем более аниме.

Если молодые люди в женской одежде логически вписываются в картину мира современного общества и являются частью аниме ещё с далёких 60-ых годов, когда сюжетные повороты с полом персонажа относились чаще к детям и были лишь небольшим дополнением к сюжету (например, «Дороро» Осаму Тэдзуки), то люди старшего возраста в женских одеждах уже вызывают вопросы.

Такие люди росли исключительно в женской среде и среди ровесников (естественно, таких же аристократов, в чьей среде и рождалось традиционное искусство) до совершеннолетия, до которого в Японии различия между мужчиной и женщиной принципиально не делали. Но после церемонии совершеннолетия многие из них вырастали в воинов и чиновников, которые таким вещам были чужды.

Исполнение же юношами ролей девушек, по-видимому, является отражением обычаев феодальной эпохи, когда женщина, утратившая свою первоначальную свободу, была отстранена от театрального искусства как существо низшего порядка.

Дело в том, что театр тогда не был разделен с религией; недаром выступление юношей вместо девушек происходит только в тех случаях, когда исполнители носят название одорико — «танцоры». С учётом того, что в средние века покровительство над юношами со стороны аристократов или военачальников было в Японии нормальным, женственность для них не являлась чем-то табуированным. Впрочем, истинного самурая определяла не внешность, а внутренние качества.

Касаясь модели поведения «мальчиков-девочек» в аниме, особенно среди юношей, хочется отметить идеальность их поведения, ублажение зрителя своим видом и манерами. Это тоже не является чем-то странным. Оннагата – актёры женских ролей в кабуки — часто становились законодателями мод и манеры поведения для женщин, придерживающихся «японского стиля».

Манеры и позы в театре Но и кабуки доведены до совершенства, потому актёр-мужчина должен быть не просто похож на женщину, но быть идеальной женщиной, уловив все её повадки и грацию. В аниме, соответственно, даже зритель не всегда до последнего момента может понять, где среди персонажей «ловушка», а сам факт раскрытия этого сюжетного хода является спойлером к некоторым сериалам. Однако театр это лишь площадка, но если бы на театре заканчивались перевоплощения мужчин в женщин, едва ли бы мы получили такую картину толерантности к трансвеститам.

Стоит отметить, что мужчины, исполнявшие роли женщин, оставались в своём амплуа и вне сцены, чтобы отточить свои навыки, потому в обществе они фактически становились женщинами и зачастую жили их жизнью.

В 20 веке же начала появляться уже обратная ситуация, когда актрисы «ревью» переодеваются в мужчин и играют на сцене все роли, стараясь максимально повторять мужскую внешность. К концу 20 века законодательные акты и наступление популярной культуры также окончательно сформировало текущее отношение к смене пола в Японии.

Таким образом, японская театральная культура прошлого подготовила современную популярную культуру к появлению образов «трапов» в пространстве аниме и манга, оставаясь при этом частью популярной и традиционной культуры как в сфере анимации, так и в сфере литературы.

29.09.2019
Cейчас в эфире
14 декабря